Защита граждан от обмана: основные способы дистанционного мошенничества и методы противодействия им
В ходе взаимодействия с потенциальной жертвой мошенники используют множество стратегий и психологических приёмов, которым обучаются заранее: они запугивают, манипулируют, торопят с принятием решений, не давая времени на размышления, давят на различные чувства людей (страх за себя или близких, желание помочь сотрудникам правоохранительных органов, стремление сохранить свои сбережения и т.д.). Мошенник может оказывать психологическое давление, угрожать или же наоборот – изображать искреннее желание помочь. В большинстве случаев мошенники угрожают привлечением к уголовной ответственности за разглашение «данных предварительного следствия» или «банковской тайны», вынуждают действовать быстро, не оставляя времени на коммуникацию с близкими.
Появляются новые способы мошенничества, при которых злоумышленники:
- Представляются сотрудниками службы безопасности банка, государственных органов, сообщают, что неизвестные лица якобы завладели доверенностью и получили доступ к банковским счетам жертвы, пытаются взломать страницу на сервисе «Госуслуги», взять кредит, обналичить или перевести средства жертвы на посторонние счета. Затем мошенники говорят, что необходимо перевести все деньги на специальный «безопасный счёт» или поменять пароль на «Госуслугах», сообщив новый код доступа. После этого настоящие мошенники получают доступ к странице жертвы на «Госуслугах» и к её банковским приложениям и совершают хищение.
- Представляются сотрудниками правоохранительного органа (чаще всего Следственного комитета, МВД или ФСБ) и сообщают жертве, что от её имени неизвестными лицами совершаются мошеннические действия, попытки перевода денежных средств на счета «армии Украины» (ВСУ), спонсирование терроризма. Затем мошенники предлагают жертве, чтобы «обезопасить себя» и не стать обвиняемым по уголовному делу, перевести деньги на специальный «безопасный счёт».
- Представляются сотрудниками медицинского учреждения, предлагают пройти бесплатную диспансеризацию или записаться на приём к врачу, затем просят сообщить номер СНИЛС или назвать код, получают доступ к странице жертвы на «Госуслугах». Кроме этого, под предлогом прохождения медицинского обследования мошенники предлагают жертве установить мобильное приложение, получают доступ к её персональным данным и совершают хищение.
- Представляются сотрудниками компании-поставщика электроэнергии и предлагают жертве установить «новое приложение» для удобного внесения квартплаты или подать электронное заявление на бесплатную замену счётчика. После этого мошенники получают доступ к персональным данным и совершают хищение.
- Представляются сотрудниками компании-оператора сотовой связи и под предлогом «улучшения качества связи» или «обновления тарифного плана» вынуждают жертву сообщить код доступа, который необходим для входа на страницу в «Госуслугах» или в банковские приложения.
Важно помнить:
- сотрудники правоохранительных органов не связываются с гражданами через «неизвестные номера» и в мессенджерах, не осуществляют процессуальные действия (опрос, допрос) дистанционно.
- Центральный банк РФ не обслуживает физических лиц и работает только с банками. Если позвонивший Вам человек представляется сотрудником Центрального банка и настаивает на совершении каких-либо операций с денежными средствами, будьте уверены – с Вами разговаривает мошенник.
Прокуратура информирует о способах противодействия мошенничеству:
- не отвечать на звонки с незнакомых номеров без необходимости;
- при осознании, что собеседник является мошенником – прекращать разговор, не совершать никаких действий, на совершении которых настаивает собеседник;
- не сообщать коды доступа из СМС и данные карт посторонним лицам;
- перезванивать на горячую линию банка, чтобы убедиться в сохранности денежных средств;
- сообщать о фактах или попытках хищения денежных средств в правоохранительные органы;
- предупреждать о возможных попытках мошенничества пожилых родственников и детей, поскольку они в силу возраста более доверчивы;
- не скачивать мобильные приложения из ненадёжных источников, не вводить данные карт на непроверенных сайтах;
- в случае, если по телефону или в СМС сообщается о том, что Ваш близкий человек находится в беде и ему требуются деньги – связаться с близким любыми способами (перезвонить на личный номер, написать в социальных сетях).
Будьте внимательны и бдительны!